Классы, объекты, свойства и методы в ООП на PHP

Объектно-ориентированное программирование (далее ООП) - это способ программирования. Постараемся рассказать о нём простыми словами, чтобы это страшное название стало ясным и понятным. Сделаем это в формате "вопрос-ответ". Но эта статья является только ознакомительной. Её цель - дать представление об ООП.

Для чего нужно ООП? Оно нужно для упрощения. Благодаря ООП можно разбить большую задачу на более мелкие, которые легче решить. Ещё оно нужно для упрощения написания программного кода. Практически ни один большой проект не обходится без ООП.

А если "на пальцах", то в чём отличительная особенность ООП? Если Вы уже практиковались в программировании, то наверняка заметили, что чем больше становится проект, тем больше функций (function) Вы пишите. И это правильно! Такая модель программирования называется "процедурной". Но минус её в том, что постоянно приходится придумывать названия функциям, чтобы не повторяться. В ООП функции находятся внутри классов. Поэтому могут существовать несколько функций с одинаковыми названиями, но при этом они находятся внутри разных классов.

Классы - это просто набор функций? И да, и нет. Функции, которые находятся внутри классов, обзываются методами (не бойтесь этого слова - это просто название). Классы - это не только обёртки, к примеру, существует метод под название "конструктор", который вызывается при запросе любого метода, до обработки метода. Благодаря чему можно вынести, к примеру, в него проверку уровня доступа к методу, из-за чего уменьшается количество строк кода - программу становится легче читать.

Пример ООП

Представим, что у нас уже написана какая-то функция, то есть в нашем проекте в основном используется процедурная модель:
<?php 
   function Name(){
      return 'Мышь';
   }
   $a = Name(); // $a примет значение, которое вернёт функция Name()
   echo $a;
?>
Если мы перепишем этот пример через ООП, то получится такой код:
<?php 
   class Mouse{
      public function Name(){
         return 'Мышь';
      }
   }
   
   $a = new Mouse; // $a - это новый ("new") объект класса Mouse
   $b = $a->Name(); // в $b будет значение, которое даст метод Name()
   echo $b;
?>
Посмотрите внимательно на два приведённых примера. В результате их выполнения на странице будет выведено слово "Мышь". Но в первом случае используется процедурный стиль программирования, а во втором ООП. Вы можете справедливо заметить, что код ООП намного длиннее, в нём больше строчек, он сложнее для понимания. Это правда, но если в проекте будет под 100 тысяч строк, то процедурный стиль будет настоящим кошмаром. В больших проектах лучше использовать ООП. Но при этом можно смешивать стили - это вполне законно. К примеру, вынести пару функций отдельно от всех классов.

Давайте модифицируем пример так, чтобы выгода от применения ООП была более очевидная. Для этого введём вторую функцию, которая будет возвращать не "Мышь", а "Кот". Если в примере процедурного стиля нам бы пришлось делать вторую функцию с названием "NameCat", чтобы как-то разделить две функции, то в ООП мы сделаем второй класс, но название функции оставим "Name":
<?php 
   class Mouse{
      public function Name(){
         return 'Мышь';
      }
   }

   class Cat{
      public function Name(){
         return 'Кот';
      }
   }
   
   $a = new Mouse; // $a - это новый объект класса Mouse
   $b = new Cat; // $a - это новый объект класса Cat

   $с = $a->Name(); // запрашиваем метод Name объекта Mouse
   $d = $b->Name(); // запрашиваем метод Name объекта Cat

   echo $с . ' и ' .  $d;
?>
В результате выполнения этого кода мы получим строчку:
Мышь и Кот
А теперь представьте, что у каждого класса не два метода, а двадцать, которые возвращают: возраст, цвет глаз, любимую еду, рост, вес, длину хвоста.... Если программировать всё это без ООП, то будет каша в названиях функций. А если классов не два, а десяток, то процедурный тип программирования уничтожит весь проект.

Свойства в ООП

Свойства классов - это по сути переменные внутри классов, в которые можно записывать данные (но в основном их используют для задания констант). Продемонстрируем получение значения свойства и запись в него:
<?php 
   class Mouse{
      public $variable; // своство без значения (зададим его позже)
      public $string = 'Мышь'; // свойство с заданным значением
   }
   
   $a = new Mouse; // $a - это новый объект класса Mouse

   $a->variable = 'Кот'; // запишем в свойство "variable" строку "Кот"

   $b = $a->string; // запрашиваем значение свойства "string" объекта Mouse
   $c = $a->variable; // запрашиваем значение свойства "variable" объекта Mouse

   echo $b . ' и ' .  $c;
?>
Значение "variable" будет храниться внутри $a (объекта класса Mouse) до тех пор, пока скрипт не закончит работу. Значение свойства "string" можно изменить так же, как и значение "variable". В результате выполнения этого кода мы получим строку:
Мышь и Кот
MouseDC.ru - хостинг, виртуальный хостинг, покупка доменов, проверка доменов, WHOIS, курсы создания сайтов, вебинары по созданию, курсы разработки сайтов, доработка сайтов, сопровождение сайтов, разработка сайтов, техподдержка сайтов
Cмотрите другие статьи:
Была ли статья полезной?
Была ли эта статья полезна? Есть вопрос?
хостинг для сайтов
Закажите недорогой хостинг Заказать

всего от 290 руб

⇡ наверх